Передача о пересадке головы с Валерием Спиридоновым

14.04.2015

На канале Россия 1 в программе «Даю голову на отсечение» российский программист рассказал об эксперименте доктора Каннаверо, его мама — о том, как Валерия забирали в армию, а мама Зиты и Гиты пришла поддержать все семью Спиридоновых в принятом решении.

13 апреля на одном из центральных каналов состоялся прямой эфир с одним из самых обсуждаемых людей 2015-го года. Им стал 30-летний житель города Владимира с редким генетическим заболеванием, который дал согласие пересадить голову на здоровое тело. Сенсационную операцию готов провести итальянский нейрохирург Серджио Каннаверо. Операция продлится 36 часов. Сначала мозг охладят до 36 градусов, а потом проведут трансплантацию. Скептики убеждены, что операция провалиться, но в 2006-ом году Каннаверо совершил настоящее чудо — вывел из двухлетней полной комы 20-летнюю девушку. Это был первый случай, когда при помощи операции на мозге больному было возвращено сознание.

Первый вопрос, заданный герою программы, касался его эмоционального состояния. 

Ведущий Борис Корчевников:

Не страшно?

Валерий

Страшно, но очень нужно. И очень интересно. Я хочу и люблю жить. Это тело сковывает мою жизнь, мои движения и с таким телом долго не живут. Мне нужно тело, хоть немного здоровее, чем то, которое есть у меня. Это минимальные требования. Каждый день я сталкиваюсь с трудностями, которые простой человек даже не может представить. И я их преодолеваю. Я подстраиваюсь под людей, ежедневно помогающих мне. Для того, чтобы одеться-раздеться мне нужен помощник, потому что самом очень трудно даже поднять руку. У меня присутствует ярко выраженная деформация в скелете, в ребрах, в спинном отделе. В детстве я мало отличался от других детей, но сегодня из-за слабости мышц мускулатура не способна поддерживать скелет и поэтому получается вот такая картина.

Участница шоу Анна Шафран, радиоведущая

На сегодня вы успешный программист. Друзья, мы не можем не признавать такого факта, что все эксперименты с животными ничем хорошим не заканчивались. Обезьяна, которой пересадили голову, прожила неделю.

Валерий

Эксперименты, которые проводились раньше, они проводились в сороковые годы, в семидесятые годы. Тогда было невозможно срастить нейроны головного мозга и операция не имела смысла. Сегодня доктор Каннаверо предложил решение этой проблемы.

Доктор Сергей Готье, академик РАН, руководитель ФГУ «ФНЦ трансплантологии и искусственных органов им. Академика В. И. Шумакова» Минздравсоцразвития России

Хочется снять шляпу перед этим человеком, который хочет доказать всему миру, что это возможно. Я, будучи специалистом в трансплантологии, могу сказать, что органы, которые пересаживаем мы (сердце, легкие, печень) никогда не проходят ренейрвацию — то есть мы не восстанавливаем нервные волокна, которые подходят к донорским. А здесь и исход операции, и тот комфорт, который хочет получить Валерий, связано с восстановлением нервых связей с его мозгом и донорским телом. О таком я пока не слышал, но это не значит, что я должен подвергуть сомнению разработку Каннаверо.

Антон Беляков, член Совета Федерации ФС РФ

Напомню дискуссию перед первой пересадкой сердца. Была точно такая же проблема с этической стороной, выживет не выживет... Когда-то это было несбыточной мечтой, а сегодня пересадки сердца делают в достаточно большом объеме. Но вы - программист, математик, который умеет просчитывать. Вы объективно понимаете, что ваш риск значительно выше, как если бы вы стали вторым или четвертым. Почему именно сейчас вы идите на такой риск?

Валерий

Дело в том, что лечения не существует. Я рассматривал все варианты. Моя болезнь прогрессирующая и у меня нет времени смотреть со стороны. Мне нужно быть первым, если я хочу, чтобы это произошло.

Анна Шафран

Но профессор, который собирается сделать операцию, говорит — возможно, руки и ноги не смогут двигаться и тогда вы не сможете быть работать.

Валерий

Я, конечно, понимаю все риски. Но после этой операции, как минимум, останется пласт научных знаний.

Марина Кащенко, адвокат

У каждого человека есть возможность выбора, а Валерий зависим от тех людей, что его обслуживают и его свобода выбора крайне мала. И сегодня он решился совершить свободный поступок. Я хочу его поддержать. Это будет колоссальный вклад в прогресс.

Ведущий

Много ли было добровольцев у профессора Каннаверо?

Валерий

Наверняка, ему пишут многие, но я был одним из первых, кто с ним связался.

Вместе со своим сыном в ток-шоу приехала мама Виктория Владимировна Спиридонова. Она поделилась со зрителями тем, через что прошла и продолжает проходить каждый день.

Я очень боюсь, это очень страшно, но я так хочу, чтобы мой сын жил. Чтобы исполнилась его мечта о полноценной жизни и мечта сына итальянской мамы, которая хочет помочь и очень надеется, что может помочь моему сыну. У меня никогда не бывает уныния. У меня очень часто бывает отчаяние от бессилия. И когда приходят в квартиру, открывают двери и говорят «он что, еще жив?» - это тяжело слышать...Ситуации иногда доходят до абсурда. Например, военкомат очень хотел, чтобы он служил. Открываю дверь, стоят — где тут уклонист, все документы в военкомате лежат... Диагноз поставили в год — и все. Болезнь не изучена, лечению не подлежит. Это настолько редкое заболевание, что нет даже статистики. Мы испробовали все методики, которые только существуют. И вот появилась надежда.

Валерий

Подробнейший научный труд профессора Каннаверо лежит в открытых источниках. Там в деталях описан процесс операции. И ему не нужно было меня убеждать. Это я вызвался быть добровольцем, чтобы посмотреть: что получится. Либо я это сделаю, либо я это не сделаю и рано или поздно умру, так или иначе. Этим летом пройдет крупнейшая конференция ведущих нейрохириргов мира. Я надеюсь, она пройдет с моим участием, если я смогу получить необходимую поддержку для перелета в штаты. Я очень трезво отношусь к происходящему. Я понимаю, что в ближайшие годы после операции, если не всю жизнь, я буду связан с медициной. Я буду поставлять научные данные как первый образец и наверняка напишут тома по медицине после этого при любом результате. А если все сложится удачно и я открою глаза, то стану работать, чтобы это стало возможным не только для меня, но и для других людей.

В разговоре со своим пациентом по скайпу Сержио Каннаверо сообщил, что теперь теперь весь мир знает владимирского программиста как героя, чей подвиг равен космонавтам, и он уверен в положительном исходе.

Доктор Готье

По поводу заявления коллеги — доктора Каннаверо, могу сказать, что все это необычно для повседневной практики и заявлять такие проекты — граничить с фантастикой, но! Послушайте меня внимательно! Дело в том, что без подобных проектов мы до фантастики никогда не дойдем. Глядя на выступление Каннаверо в интернете, могу сказать, что он — сильный мужик, и наверное, здорово понимает в вопросе, который пытается донести.

Как и ожидалось, после высказывания экспертов, в зале развернулась очень бурная дискуссия. В качестве неоднозначных примеров трансплантологии приводились опыты советского ученого Демихова. Он пришивал к голове взрослой собаки голову щенка, - в результате, по этическим соображениям его работы попали под запрет. Однако положительных примеров взаимодействия науки и медицины создатели программы показали все же больше в сюжетах про разделенных близняшек Зиту и Гиту и опыт по пересадке искусственной кожи, помогающей наращивать поврежденные ткани (в случае со звездой балета Сергеем Филином, чье лицо злоумышленники сожгли серной кислотой).

В довершение ко всему студию прямого эфира посетила мама Зиты и Гиты Зумрият, решившаяся на операцию после 11 лет сомнений и колебаний. Женщина изложила свое видение ситуации. 

Зумрият

Я сейчас слушала все за кулисами и полностью поддерживаю и маму и Валерия. Можно много рассуждать об этике, но наши дети выстрадали это. Не дай Бог никому знать! Я тоже сомневалась, но понимала, что это надо сделать, хотя мне говорили, что один ребенок умрет. Я понятия не имела, как их разделят. Но на сегодняшний день у меня два ребенка — две полдевушки. Все парные органы у них поделены пополам. У них была очень редкая форма сращения и никто не верил в успех. Но они выжили и они счастливы. Поэтому я говорю — наши дети имеют право на борьбу. Почему он должен сидеть и ждать какого-то конца? Он имеет право на нормальную жизнь!

Напоминаем, средства на поездку в США Валерию Спиридонову можно перечислить на карту 5469 1000 1137 3181. TVDRAMA.RU будет следить за развитием событий. 

Ждем ваших комментариев и не забывайте нажимать и