Четвертый фильм об экзотическом зоопарке собрал за первый свой кино-уик-энд более 511 млн долларов в мировом прокате, а в США - более 204 млн долларов, по данным веб-сайта Rentrack. Это позволило ему обойти экранизацию комиксов «Мстители: Эра Альтрона» и почти сравнятся со сборами «Гарри Поттера». При этом, если сравнивать все части франшизы, можно убедиться, что за 22 года ее существования значительных изменений не произошло. Что касается спецэффектов — то это по-прежнему аниматроника с компьютерной графикой.
Сюжет основан на одноименной книге одиозного писателя Майкла Крайтона, где рассказывается об удачном опыте ученого, которому удалось воскресить вымершую цивилизацию доисторических монстров. Обратим внимание, что в первом фильме 90-ых годов прошлого столетия вариант клонирования особей рассматривалось скорее как фантастическое предположение, чем реальный эксперимент. После того, как были получены живые динозавры, на острове Нублар создали развлекательный парк — нечто вроде Диснейленда Юрского периода.
В первой части главными героями из мира рептилий стали велоцирапторы и тираннозавр. По признанию самого Стивена Спилберга, он хотел снять зоо-хоррор «Челюсти» на суше. В поисках мастера по созданию реалистичных спецэффектов он обратился к автору, создавшему образы Чужого и Терминатора, Стэнли Уинстону. А тот, в свою очередь, пригласил в команду аниматора Фила Типпета, потому что найти отдельного спеца по производству гигантских монстров в 1993-ем было невозможно, и киношники использовали несколько способ изобразить чудовищ на экране: в «Кинг Конге» задействована кукольная мультипликация, в акульей саге «Челюсти» - аниматроника, в «Миллионе лет до нашей эры» - двойная проекция.
Поэтому перед супервайзерами спецэффектов, привлеченных к работе над «Юрским периодом» стояла очень сложная задача. Ведь даже ученные не могли сказать точно на все сто процентов — как именно передвигались ти-рексы. Но Спилберг был настроен серьезно и требовал новых спецэффектов и еще на этапе предпродакшна был создан специальный мультфильм длительностью две минуты, где бегали динозавры. После чего приступили к съемкам...
Динозавры были сделаны в полный рост и объемным. Тираннозавр имел несколько макетов: каркас с хвостом и мордой, компьютерная картинка и семиметровая модель, сделанная из глины и установленная на платформу (от разработчика самолетов) для обеспечения движения макета. Для крупных планов использовали голову, умеющую дышать и выпускать пар из ноздрей и глаз, открывать пасть с шевелящимся механическим языком и вращать глазами. Вот так выглядел эскиз ти-рекса в набросках в 1993-ем году.
Специалисты проработали мельчайшие детали движения рептилий, а также ветки деревьев, брызги дождя и пыль.
Однако после выхода кинокартины в прокат научный консультант Джек Хорнер оказался недоволен работой аниматора Типпета, придумавшего высовывающийся язык. Оказывается, ящеры не умели так делать.
Кстати, популярная нынче в кинематографе технология DID (расшифровывается как Dinosaur Input Device) появилась именно во время съемок «Парка». Выглядит процесс так: сначала производится телеметрический скелет персонажа. Эта малая модель ходит внутри компьютерной программы, а каркас механически повторяет движения, заложенные программой. На стадии пост-продакшна проволочный макет переносят в кадр, наращивая на него кожу, текстуру и мясо.
Для того, чтобы сделать велоцирапторов, совмещали съемки двух моделей. Одна из них была глиняная, которая управлялась при помощи 14 кукловодов, а второй был каскадер, наряженный в костюм рептилии. Движения ящера он репетировал заранее под присмотром хореографа и зоологов.
Единственный динозавр в «Парке Юрского периода», оставшийся без компьютерной модели, - это дилофозавр с раздувающимся капюшоном. Но зато у этого ящера было три запасных головы.
Палеонтологи помогли Спилбергу ответить на вопрос «Как кричат динозавры?» Они предоставили примерный расклад звуков и при аудиозаписи специалисты взяли звуки из живой природы. Например, велоцирапторы разговаривают на языке, основанном на «диалекте» моржа и дельфина. Для разъяренного вопля взяли сочетание криков ястреба, лебедя, обезьяны и гремучей змеи.
В общей сложности в «Парке Юрского периода» аниматорика занимает 9 минут, а компьютерная графика — 6 минут, что составляет примерно 50 сцен. Благодаря успеху фильма, технология DID получила широкое распространение и даже породила легенду, что когда Джордж Лукас (создатель «Звездных войн») увидел динозавров, он заплакал и заявил: «Создание этого фильма сравнимо с изобретением лампочки».
Вторая часть вышла в широкий прокат спустя четыре года. Если в первом сезоне было 7 динозавров, то во втором их поголовье увеличилось до 13.
Соответственно, прибавилось и хлопот. Ведь по сценарию предстояло доставить ти-рекса в Америку. Основные съемки осуществлялись в павильонах, в искусственно созданных джунглях. В сцене, когда трейлер повис над пропастью, применили хромакей.
Сиквел стал еще более компьютеризованным, а честь иметь свой собственный макет удостоился только тираннозавр. Остальных «зверушек» предпочли показывать в основном общим планом. Работу реквизиторам существенно облегчил появившийся к тому времени силикон. Если в первом фильме сотрудники вышеозначенного цеха намучились, приводя в порядок чучела (после сцен с дождем их приходилось сушить феном, а латексное покрытие разбухало), то покрытые силиконом модели оказались гораздо устойчивее к внешним воздействиям.
Внимательные зрители увидят одну интересную деталь съемок, если поставят режим замедленного просмотра. Когда детеныша тираннозавра уносят в трейлер, за ним по земле волочится электрический кабель, выдающий роботизированную природу малыша. Вообще, «Затерянный мир» снят не столь качественно, как его приквел, но в том виновата гонка за сборами, когда стало очевидным — тема приносит солидные дивиденды.
К третьей части франшизы Спилберг потерял к ней интерес и уступил кресло режиссеру Джо Джонстону, а компьютерные технологии стали гораздо интереснее сюжета.
В «Мире Юрского период» ничего не снималось в павильонах, а на смену тираннозавру пришел лютый предок крокодила спиннозавр. Над оживлением его макета трудились четыре спеца из команды Стэна Уинстона, а для сцены атаки монстра на самолет изготовили лапу монстра в полный размер.
Последняя часть франшизы стала мега-успешной и зрители во всем мире проголосовали за нее долларом и рублем.
В четвертой части динозавров развелось огромное количество: стегозавры, апатозавры, трицератопсы и пр. Они бегают, плавают, летают и едят друг друга, кроме мирных травоядных, разумеется. В главной роли - генномодифицированный ящер.
Спилберг настоял, чтобы постановщиком новой части стал Колин Треворроу (его фильм «Безопасность не гарантируется» имел хороший сборы), в результате чего история о дино-парке превратилась в помесь «Годзиллы» с «Индианой Джонсом», что очень понравилось зрителям.
В качестве локаций были выбраны Гавайи и Новый Орлеан, где после разрушений от урагана Катрина заново выстроили антураж Главной улицы и парка аттракционов.
По последним данным в сети научпоп установил новый мировой рекорд по кассовым сборам в первые выходные проката — 511,8 млн долларов. Таким образом, он уже обогнал бывшего лидера «Гарри Поттер и Дары смерти. Часть II», державшим верхнюю позицию с показателем в 494 миллионов долларов.