Как снимали «Мир юрского периода»: все о фильме

15.06.2015

Читайте подробности эволюции динозавров на острове Нублар - от первого до последнего эпизода.

Четвертый фильм об экзотическом зоопарке собрал за первый свой кино-уик-энд более 511 млн долларов в мировом прокате, а в США - более 204 млн долларов, по данным веб-сайта Rentrack. Это позволило ему обойти экранизацию комиксов «Мстители: Эра Альтрона» и почти сравнятся со сборами «Гарри Поттера». При этом, если сравнивать все части франшизы, можно убедиться, что за 22 года ее существования значительных изменений не произошло. Что касается спецэффектов — то это по-прежнему аниматроника с компьютерной графикой.

Сюжет основан на одноименной книге одиозного писателя Майкла Крайтона, где рассказывается об удачном опыте ученого, которому удалось воскресить вымершую цивилизацию доисторических монстров. Обратим внимание, что в первом фильме 90-ых годов прошлого столетия вариант клонирования особей рассматривалось скорее как фантастическое предположение, чем реальный эксперимент. После того, как были получены живые динозавры, на острове Нублар создали развлекательный парк — нечто вроде Диснейленда Юрского периода.

В первой части главными героями из мира рептилий стали велоцирапторы и тираннозавр. По признанию самого Стивена Спилберга, он хотел снять зоо-хоррор «Челюсти» на суше. В поисках мастера по созданию реалистичных спецэффектов он обратился к автору, создавшему образы Чужого и Терминатора, Стэнли Уинстону. А тот, в свою очередь, пригласил в команду аниматора Фила Типпета, потому что найти отдельного спеца по производству гигантских монстров в 1993-ем было невозможно, и киношники использовали несколько способ изобразить чудовищ на экране: в «Кинг Конге» задействована кукольная мультипликация, в акульей саге «Челюсти» - аниматроника, в «Миллионе лет до нашей эры» - двойная проекция.

фильм Парк Юрского периода

Поэтому перед супервайзерами спецэффектов, привлеченных к работе над «Юрским периодом» стояла очень сложная задача. Ведь даже ученные не могли сказать точно на все сто процентов — как именно передвигались ти-рексы. Но Спилберг был настроен серьезно и требовал новых спецэффектов и еще на этапе предпродакшна был создан специальный мультфильм длительностью две минуты, где бегали динозавры. После чего приступили к съемкам...

Динозавры были сделаны в полный рост и объемным. Тираннозавр имел несколько макетов: каркас с хвостом и мордой, компьютерная картинка и семиметровая модель, сделанная из глины и установленная на платформу (от разработчика самолетов) для обеспечения движения макета. Для крупных планов использовали голову, умеющую дышать и выпускать пар из ноздрей и глаз, открывать пасть с шевелящимся механическим языком и вращать глазами. Вот так выглядел эскиз ти-рекса в набросках в 1993-ем году. 

эскиз тираннозавра в фильме Парк юрского периода

Специалисты проработали мельчайшие детали движения рептилий, а также ветки деревьев, брызги дождя и пыль.

фильм Парк Юрского периода

Однако после выхода кинокартины в прокат научный консультант Джек Хорнер оказался недоволен работой аниматора Типпета, придумавшего высовывающийся язык. Оказывается, ящеры не умели так делать.

фильм Парк Юрского периода

Кстати, популярная нынче в кинематографе технология DID (расшифровывается как Dinosaur Input Device) появилась именно во время съемок «Парка». Выглядит процесс так: сначала производится телеметрический скелет персонажа. Эта малая модель ходит внутри компьютерной программы, а каркас механически повторяет движения, заложенные программой. На стадии пост-продакшна проволочный макет переносят в кадр, наращивая на него кожу, текстуру и мясо.

Для того, чтобы сделать велоцирапторов, совмещали съемки двух моделей. Одна из них была глиняная, которая управлялась при помощи 14 кукловодов, а второй был каскадер, наряженный в костюм рептилии. Движения ящера он репетировал заранее под присмотром хореографа и зоологов.

фильм Парк Юрского периода

Единственный динозавр в «Парке Юрского периода», оставшийся без компьютерной модели, - это дилофозавр с раздувающимся капюшоном. Но зато у этого ящера было три запасных головы.

Палеонтологи помогли Спилбергу ответить на вопрос «Как кричат динозавры?» Они предоставили примерный расклад звуков и при аудиозаписи специалисты взяли звуки из живой природы. Например, велоцирапторы разговаривают на языке, основанном на «диалекте» моржа и дельфина. Для разъяренного вопля взяли сочетание криков ястреба, лебедя, обезьяны и гремучей змеи.

В общей сложности в «Парке Юрского периода» аниматорика занимает 9 минут, а компьютерная графика — 6 минут, что составляет примерно 50 сцен. Благодаря успеху фильма, технология DID получила широкое распространение и даже породила легенду, что когда Джордж Лукас (создатель «Звездных войн») увидел динозавров, он заплакал и заявил: «Создание этого фильма сравнимо с изобретением лампочки».

Вторая часть вышла в широкий прокат спустя четыре года. Если в первом сезоне было 7 динозавров, то во втором их поголовье увеличилось до 13.

Соответственно, прибавилось и хлопот. Ведь по сценарию предстояло доставить ти-рекса в Америку. Основные съемки осуществлялись в павильонах, в искусственно созданных джунглях. В сцене, когда трейлер повис над пропастью, применили хромакей.

Фильм Парк Юрского периода

Сиквел стал еще более компьютеризованным, а честь иметь свой собственный макет удостоился только тираннозавр. Остальных «зверушек» предпочли показывать в основном общим планом. Работу реквизиторам существенно облегчил появившийся к тому времени силикон. Если в первом фильме сотрудники вышеозначенного цеха намучились, приводя в порядок чучела (после сцен с дождем их приходилось сушить феном, а латексное покрытие разбухало), то покрытые силиконом модели оказались гораздо устойчивее к внешним воздействиям.

фильм Мир Юрского периода

Внимательные зрители увидят одну интересную деталь съемок, если поставят режим замедленного просмотра. Когда детеныша тираннозавра уносят в трейлер, за ним по земле волочится электрический кабель, выдающий роботизированную природу малыша. Вообще, «Затерянный мир» снят не столь качественно, как его приквел, но в том виновата гонка за сборами, когда стало очевидным — тема приносит солидные дивиденды.

К третьей части франшизы Спилберг потерял к ней интерес и уступил кресло режиссеру Джо Джонстону, а компьютерные технологии стали гораздо интереснее сюжета.

В «Мире Юрского период» ничего не снималось в павильонах, а на смену тираннозавру пришел лютый предок крокодила спиннозавр. Над оживлением его макета трудились четыре спеца из команды Стэна Уинстона, а для сцены атаки монстра на самолет изготовили лапу монстра в полный размер.

фильм Парк юрского периода

фильм Парк Юрского периода

фильм Парк Юрского периода

фильм Парк Юрского периода

фильм Парк Юрского периода

Последняя часть франшизы стала мега-успешной и зрители во всем мире проголосовали за нее долларом и рублем. 

В четвертой части динозавров развелось огромное количество: стегозавры, апатозавры, трицератопсы и пр. Они бегают, плавают, летают и едят друг друга, кроме мирных травоядных, разумеется. В главной роли - генномодифицированный ящер. 

фильм Мир юрского периода

фильм Мир Юрского периода

фильм Мир Юрского периода

Спилберг настоял, чтобы постановщиком новой части стал Колин Треворроу (его фильм «Безопасность не гарантируется» имел хороший сборы), в результате чего история о дино-парке превратилась в помесь «Годзиллы» с «Индианой Джонсом», что очень понравилось зрителям.

В качестве локаций были выбраны Гавайи и Новый Орлеан, где после разрушений от урагана Катрина заново выстроили антураж Главной улицы и парка аттракционов. 

По последним данным в сети научпоп установил новый мировой рекорд по кассовым сборам в первые выходные проката — 511,8 млн долларов. Таким образом, он уже обогнал бывшего лидера «Гарри Поттер и Дары смерти. Часть II», державшим верхнюю позицию с показателем в 494 миллионов долларов.

Ждем ваших комментариев и не забывайте нажимать и